dle

Новости компании


С каждым годом требования к автомобилям только растут. Изначально машина считалась..

В связи с такой знаменательной датой, компания Lexus выпускает новую,..

Производство шин BFGoodrich началось в США в 1910 году. Компания BFGoodrich впервые..

В ближайшем будущем, в программу утилизации включат автомобили китайских марок...

Это интересно




Все самое интересное на нашем сайте!


Спортивные выхлопные системы PASSIK » Статьи » Авто тюнинг » Безопасность при использовании автомобильного газового оборудования

Безопасность при использовании автомобильного газового оборудования

 

Системы безопасности газового оборудования автомобилей

В газовом оборудовании для авто или ГБО используется принцип многократного дублирования устройств по обеспечению безопасности.

Газовый баллон.

Как правило, газовый баллон изготавливают из стали высокого качества толщиной 3-4 мм. Газ хранится в баллоне при рабочем давлении в 16 атмосфер. На самом же деле давление в баллоне при обычных условиях эксплуатации не часто превышает 10 атмосфер. Баллоны при производстве проверяют тщательнейшим образом. Вот как, например, происходит эта процедура на заводе газовой аппаратуры в Новогрудке. Баллон, который сошел с конвейера, отправляется на рентгеновскую установку. Операторы проверяют качество сварных швов и отсеивают те, которые вызывают у них подозрения. После этого баллоны накачиваются воздухом под давлением 25 атмосфер, затем выдерживаются определенное время под водой. Таким простым способом баллоны еще раз проверяются на герметичность.  В Европе баллоны не проверяются рентгеном. Там настолько высокий уровень сварки автоматом, что гарантируется практически стопроцентное качество сварного шва.

Относительно проверки баллонов производителями это еще не все. В соответствии с  европейскими правилами, один баллон из тысячи должен пройти испытание «на разрыв» - он накачивается давлением до тех пор, пока не лопнет. При давлении в 80-100 атмосфер обычно рвутся баллоны для сжиженного газа, которые рассчитаны на использование до 16 атмосфер. Испытания подобного рода проводятся также при смене партии стали, используемой при производстве продукции.

На баллон устанавливают мультиклапан – это блок запорной аппаратуры, или же отдельные элементы запарной аппаратуры.

Мультиклапан.

Он совмещает в себе несколько функций, большинство из которых  имеет к безопасности самое прямое отношение.

 В мультиклапане имеется отсекающий поплавок. Когда баллон заполнен на 80-85 процентов, мультиклапаном перекрывается доступ газа в баллон. В принципе это, одно из главных правил, которое нужно знать, используя автомобильную газовую аппаратуру: баллоны заполняются на 80-85 процентов от номинального объема.

Почему важно соблюдать данное правило?

Здесь отвлечемся и поговорим о физических характеристиках сжиженного газа.  В качестве примера возьмем скороварку. Хозяйка заливает в скороварку воду и ставит  ее на огонь. Вода, под воздействием тепла, нагревается и происходит испарение. Внутри образуется паровая подушка и растет давление. Когда давление достигает определенного уровня, водяной пар в скороварке становится насыщенным и происходит выпадение осадка в виде воды. Давление начинает снижаться. Происходит процесс саморегуляции. Именно поэтому скороварку можно оставлять на огне на долгое время, а затем, стравив пар и открыв ее, убедиться, что воды в ней почти столько же, сколько и было изначально залито. Если скороварку заполнить жидкостью доверху и поставить на огонь, то скороварка лопнет: вода при нагревании должна испарятся, но так как места для испарения нет, жидкость по законам физики будет расширяться пока скороварка сможет держать давление. Это вопрос времени, скорости нагрева и крепости скороварки.

 Аналогичный процесс, что и в скороварке, происходит и внутри баллона с газом лишь с той разницей, что баллон со сжиженным газом не нужно греть, температура закипания газа, в зависимости от соотношения в нем бутана и пропана изменяется от 0 до -40 градусов по шкале Цельсия. Газ внутри баллона кипит и испаряется, пока не создастся насыщенная паровая подушка. Затем происходит процесс саморегуляции. При обычных условиях (до +30 градусов окружающей среды) баллон заполнен на 80 %, давление внутри не больше 11-12 атмосфер. Давление в баллоне сильно увеличивается при сокращении объема паровой подушки и росте температуры: при +40 градусов и 90 процентах заполнения баллона – давление более 16 атмосфер. При +50 градусах и 100% заполнении – более 30 атмосфер.

 Одно из главных правил безопасной эксплуатации газобаллонного оборудования для авто: нельзя заполнять баллон более, чем на 80 %. Категорически запрещается заправлять баллоны «под завязку» в жаркую летнюю погоду, зная, что проехав после заправки небольшое расстояние,  Вы поставите автомобиль на стоянке под солнцепеком. Это чревато серьезными последствиями.

 Мультиклапаны, которые используются в газовом оборудовании автомобилей, могут быть А-класса и В-класса. У изделий А-класса, имеется предохранительный клапан, соответственно, у В-класса – его нет. В соответствии с правилами монтажа ГБО, мультиклапаны В-класса разрешается устанавливать на баллоны, имеющие объем не больше 50 литров.

 Предохранительный клапан необходим для случая, если давление внутри баллона все-таки превысило допустимый уровень. Большая часть предохранительных клапанов отрегулирована на 20-25 атмосфер. Это значит, что при таком давлении они начинают стравливать избыточное давление. При каких условиях давление в баллоне может возрасти выше допустимого значения? Первый случай уже был описан выше – вы полностью заполнили баллон и поставили авто на солнце, второй случай – это пожар. Если авто окажется в огне, то взрыва не произойдет, как многие думают, баллон просто будет пыхать огнем, пока газ внутри не выгорит до конца.

 Вернемся к мультиклапану. При наличии избыточного давления аварийный клапан открывается и стравливается испаренный газ. Но куда он стравливается? У всех баллонов, которые находятся внутри автомобиля, имеется вентиляционная камера (вентиляционный короб). В этот короб и попадает стравленный газ, а затем по вентиляционным каналам, он выводится за пределы автомобиля. Вентиляционная камера - она же является и предохранителем, на случай разгерметизации соединений между мультиклапаном и магистральными трубами, по которым газ попадает в баллон, а из баллона в пространство под капотом. В принципе, все соединения в оборудовании с высоким давлением собираются с помощью медных уплотнительных муфт. Если такое соединение не трогать, то оно вечно. Поэтому, герметичность может быть нарушена или из-за слишком высокой вибрации – следствие некачественной установки, или же в случае проведения некачественного ремонта газового баллонного оборудования.

 Чтобы стравленный газ не попадал в салон автомобиля, вентиляционный короб всегда необходимо держать закрытым. На мультиклапане имеются два вентиля: один из них перекрывает заправочную магистраль, а второй – расходную. По инструкции по эксплуатации ГБО закрывать вентили следует каждый раз, когда автомобиль ставится на стоянку. Заправочный вентиль нужно открывать только в процессе заправки. На самом же деле соблюдать данное требование достаточно сложно – не накрутишься. Быстро изнашиваются и сами вентили, а также уплотнительные материалы. Большая часть водителей, которые имеют опыт эксплуатации авто с ГБО, закручивают вентили на мультиклапане в следующих случаях: если машину ставят в гараж с ямой, если авто ставится на долгий период времени, а также, если обнаружена разгерметизация газового оборудования. У мультиклапанов евро-стандарта имеется электрический клапан. При выключенном зажигании данный мультиклапан автоматически запирает баллон. Это обеспечивает уровень безопасности на один порог выше. Как правило, мультиклапаны евро-класса не включаются в базовую установку ГБО.

 Последним устройством безопасности, имеющемся в мультикапане, является скоростной клапан. Если где-то, случайным образом перебьется топливная магистраль, по которой газ попадает из баллона в подкапотное пространство, то газ будет выходить из емкости баллона со скоростью, которая превышает нормальный расход. В данном случае сработает скоростной клапан и, таким образом, перекроется выход газа наружу.

 Как видно, газовый баллон оснащен целым рядом устройств безопасности, которые многократно дублируют друг друга. Мультиклапан – это устройство в газовом оборудовании для автомобилей, на которое возложена основная функция по обеспечению безопасности оборудования.

 Но это еще не все.

Обеспечение защиты электронными устройствами.

 У оборудования различных поколений, существуют разные дополнительные пороги безопасности, которые обеспечиваются электронными устройствами. К примеру, электронные переключатели, работающие вкупе с электрическими редукторами, имеют функцию LPG-control. Она работает так: если переключатель перевести в положение «газ», зажигание включено, а двигатель не заведен, то спустя 2-3 секунды, переключатель автоматически переведет машину в режим «на бензине», отключив, таким образом,  газовое оборудование и закрыв газовые клапаны. Сделано это на тот случай, если автомобиль оставленный без присмотра по какой-либо причине заглох. Переключатель запирает газовые клапана, препятствуя выходу газа и его скоплению в подкапотном пространстве. Более серьезные функции безопасности имеют блоки управления впрысковым оборудованием. Переход с бензина на газ в ГБО четвертого поколения происходит полностью автоматически. Перед тем как перевести машину на газ, блоком управления ГБО измеряется температура редуктора и подаваемого газа, затем подается пробная порция газа в систему питания и после этого измеряется изменение давления, тем самым, проверяя систему на герметичность и ее готовность к переводу авто на газ.